АРГИШ

Фотопроект об укладе жизни кочующих оленеводов Ямала
В современном мире уклад жизни кочующих оленеводов Ямала кажется чем-то невероятным. За год некоторые из них преодолевают расстояние более тысячи километров в поисках пастбищ для стада. Этот образ жизни — не необходимость или оторванность от прогресса. Сегодня оленеводы ездят на снегоходах, созваниваются по телефону или заводят генератор за чумом, чтобы посмотреть вечером телевизор. Представителям коренных народов доступны лучшие вузы страны без экзаменов и бесплатные квартиры в поселках, изменению традиционного уклада их жизни максимально способствуют сырьевые компании. Подобный образ жизни — это выбор. Самым почетным у коренных народов севера считается жизнь оленевода. Это обусловлено желанием сохранить народную самобытность и жизненный уклад, который тысячелетиями вели коренные жители Севера.
На первой фотографии аргиш. Так называют караван из оленей. В дословном переводе на русский язык это слово означает «кочевье»‎ или «путешествие».
Ямал нельзя назвать простым местом для жизни. Длительная и суровая зима с сильными морозами и частыми метелями, вечная мерзлота — в подобных условиях исторически было невозможности вести оседлый образ жизни и развивать хозяйство. Формулой выживания здесь стал симбиоз человека и северного оленя. Прирученный олень был источником жизни. Это транспорт. Круглый год на нем ездят. Это мясо. Это одежда. Даже дом. Из шкур оленя делают накидки для чумов.
Перед вами Михаил — один из ненецких оленеводов. В руках у него тынзян — ненецкий аркан для ловли оленей. Классический тынзян делается из оленьей кожи и достигает где-то 30 метров в длину. Опытный оленевод с его помощью способен отловить любого выбранного оленя из своего стада.
Для северных народов характерны анимистические верования. Каждое дерево, река, животное — все имеют своего духа. Олень не исключение. Поэтому забивают его, соблюдая определенный ритуал. Сначала просят разрешения у оленя, потом тремя резкими ударами прерывают его жизнь, чтобы животное не мучалось. После этого разделывают. В ход идет абсолютно все, включая жилы и копыта. По традиции, череп и рога оставляют в святых местах или вешают на вершину дерева посреди тундры. Погребенный таким образом, дух оленя будет спокоен.
Нарты - главный способ передвижения в тундре. На них ездят и перевозят все пожитки, включая чум, когда каслают. Нарта полностью изготавливается вручную и без единого гвоздя, древесину гнут с помощью ошпаривания кипятком.
Для хантов и ненцев характерно разделение мира на мужское и женское. Есть женское место в чуме, а есть мужское. Есть женские святые вещи, а есть мужские. Также и с нартами. Есть женские нарты, они отличаются от мужских наличием спинок и места для детей.
Основное жилище ненцев — чум — сооружается из 30-50 шестов. Сверху покрывается двумя слоями оленьих шкур, на накидку для чума уходит до 60 оленей. Внутренний слой шкур кладут шерстью внутрь, а верхний – наружу. Для ненцев чум — это основа мира и уклада кочующей семьи. И за него отвечает женщина. Вся жизнь внутри чума — ее ответственность, включая сбор и разбор жилища. При каслании, женщины собирают и разбирают чум до 30-40 раз в год.